Allride Nomads

ПОХОД НА НАРОЧЬ

Как мы бродили по Беларуси

Вдохновился «Дорогой тишины»

Те, кто следит за нами в соц.сетях, видели, что прошлой осенью и этой весной в марте я ходил по тропе возле Налибокской пущи, созданной командой Центра экологических решений. Этот интересный опыт вдохновил меня создать свой маршрут по Беларуси.
Основной целью стало пройти места, где я часто бывал — окрестности Вилейского водохранилища и Нарочанский парк. Но пройти так, чтобы увидеть больше: здешние поселения и людей, природу, архитектурное наследие, реки и озера.
Как и на «Дороге тишины», я попытался объединить как лесной поход, так и попутное общение с местными жителями деревушек и поселков. И это удалось сделать!

Начало похода

Сначала я собирался пойти один. Но передумал — ночевать одному в палатке в лесу совсем дико. Да и хотелось поделиться этим путешествием еще с кем-то.
В итоге нас собралось трое: я, Саша, основатель проекта Allride Nomads, Андрей и Даниил, которые стали моими близкими друзьями благодаря активности в других моих проектах. Андрей всегда был легким на подрыв и участвовал во многих трипах, которые я организовал. Недавно он прикупил старенький автокэмпер — прям зависть берет 🙂 С Даниилом мы познакомились относительно недавно, но успели стать очень хорошими друзьями. Он — пилот в «Белавиа». Свободы духа в нем хоть отбавляй!
9 мая мы отправились на место старта, заночевали и во вторник пошли в путь.

Первые дни

Изначально планировалось идти пять дней — с выездом в точку старта на маршрутке от Мяделя. Но в итоге получилось четыре дня с финишем на озере Белом, откуда нас забрали на авто. Хотя пятый день должен быть весьма интересным.
Честно, было нелегко идти. До этого я ходил в многодневные пешие походы с рюкзаком на 28 литров и ночевал в гостевых домах. Но когда ты тащишь все на себе (у нас было, наверное, по килограмм 20-25 на каждого), это значительно уменьшает твой ресурс. Поэтому первый день на 27 км (он и самый длинный отрезок) стал хорошей закалкой. Мы натерли мозоли, плечи адски болели, усталость сковывала движения.
С другой стороны, в таком походе есть свои плюсы — ночуешь бесплатно, гибкий тайминг (где упал — там и поспал), еще больше сливаешься с природой. В этом есть какая-то первобытность: добываешь огонь, воду, дрова, готовишь еду на костре, ночуешь под небом. Нет сожаления, что мы выбрали такой формат. К тому же, на маршруте нет агроусадеб или отелей, где можно остановиться на ночлег.
В общей сложности мы прошли больше 80 км. По «Дороге тишины» я проходил около 100 км, но по нагрузке это несравнимо.

Что мы брали с собой

На троих мы взяли две палатки: двухместную и одноместную. И спальники с карематами на каждого. У нас были туристические рюкзаки по 60-70 литров с боковыми поддержками и всеми делами. У Андрея был прокатный рюкзак, убитый не одним десятком походов. Советую проверять снаряжение перед арендой. Много скрытых нюансов, которые потом добавляют хлопот.
Из кострового оборудования у нас был казан на литров семь, котелок и чайник, складное ведро, деревянная ложка, свои КЛМН (кружка, ложка, миска, ножик). Питьевую воду мы старались пополнять в пути непосредственно перед стоянкой, чтобы не нести по всему маршруту. Обычно в крайней деревушке стучались к местным и просились к колодцу. Никто не отказывал, хотя некоторые смотрели на нас с подозрением (авось шпионы какие).
Воду мы несли в походном душе — удобная штука. Наполняли не более 10 литров (на ужин и завтрак). На обеденный привал брали воду раньше. Правда, перед первой стоянкой оказалось воды не хватило, было литров семь. Пришлось кипятить воду из речки. Она была сомнительного качества, но в итоге все здоровы 🙂
Из еды тоже брали по минимуму: гречка, картошка, макароны, тушенка, консервированные кукуруза и фасоль, овощи, печенье, хлеб, леденцы и шоколад, чай, кофе, каши быстрого приготовления, сгущенка и джем, колбаса, паштет. Но больше всего понравились супы и кисель в брикетах от отечественного «Лидкона». Компактно, сытно, без лишних добавок, быстро. Как же хорошо заходил кисель, сваренный вечером на костре! Теперь это прям главная фишка этого похода. Еду мы покупали на первые три дня еще в Минске. Потом докупили по пути в магазине в д. Лукьяновичи. Тут хороший выбор и тоже есть кисель!
Остальные вещи — уже индивидуально, но обязательными были запасной комплект теплой одежды, легкие кроссовки или тапки для лагеря, дождевик, крем от загара, аптечка, пауэрбанк, спички, бутылочка с водой, туалетная бумага и т.п.
Навигация хорошо сработала по распечатанным картам Генштаба. На них есть практически все тропы и дороги. Но для подстраховки пользовались maps.me
Обувь — важнейший элемент такого похода. Треккинговые кроссовки или ботинки будут лучшим решением. Только они должны быть заранее «расхоженными». Запастись пластырем тоже будет не лишним (лучше в рулоне).

Самые яркие впечатления

Еще в первой же деревне мы обыграли поход как квест или игру в GTA 🙂 Это было забавно! На своем пути мы выполняли разные миссии, разблокировали населенные пункты и точки, встречали разных персонажей и общались с ними. С таким подходом было веселее передвигаться. За каждое достижение начислялись пойнты.
На маршруте также есть исторические споты. Больше всего запомнились старая мельница и костел в Кривичах, руины церкви на второй стоянке.
Деревни по пути тоже были как с открытки, особенно Задубенье и Гадевичи. В отличие от «Дороги тишины», тут населенные пункты показались более живыми. Мы столько повстречали разных людей. Кто-то удивлялся, зачем нам идти на Нарочь, ведь проще на автобусе. Другие даже немного завидовали и желали успешного путешествия.
В Кривичах у Андрея порвалась лямка на рюкзаке, мы встали ее починить возле забора. Из дома выбежала старушка и как давай засыпать нас вопросами. Она, скорее всего, подумала, что мы иностранные агенты и подкладываем бомбу возле хаты. Но потом все же поняла, что мы обычные проходимцы 🙂
А в Задубенье нас угостила водой из колодца бывшая руководительница местного сельского клуба. Много интересного поведала из былой жизни деревни и околиц. Говорит, раньше люди ходили в поля работать, песни пели. А сейчас если услышат пение, так скорее подумают, что алкоголик какой. Люди живут сами по себе. Грустно.
Очень понравились последние два отрезка маршрута — живописно! Много лесных тропинок. Я боялся, что они могут нас запутать, так как раньше тут не ходил, но в итоге все сложилось хорошо. Нам очень повезло с местами для ночлега — находили с первого раза шикарные споты. Их же я отметил на маршруте.
Вечерний кисель стал, как я говорил, фишкой похода. Да! Мы потом его готовили каждый вечер. И пришли к выводу, что в первый день на речной воде кисель был все же более наваристым 🙂
Еще запомнился сумасшедший дождь на третий день. И примечательно, что он иногда шел на уступки — утром сделал паузу, пока мы позавтракали и собрали вещи, а в обед — когда остановились в укрытии. Кстати, само укрытие тоже не забудем. Промокшие до нитки, мы забежали в старый заброшенный сарай. Крыша немного протекала, мы нашли старое ведро и в нем же безопасно развели костер. Удалось даже полежать на стоге сена на чердаке. Романтика!
В общем, поход был перенасыщен эмоциями и приключениями.

Ниже делюсь маршрутом и полезными точками по пути. Отмечай нас и делись своими впечатлениями, если решишься пойти по этому пути.

Советы:
— не смотри прогнозы, так веселее
— придумай свой квест, чтобы сделать поход интереснее
— запасайся водой и едой по пути, чтобы не нести все сразу
— хорошо подбирай обувь для похода, одежду и рюкзак
— небольшой запас смоляков, сухого хвороста и бумаги для распалки костра мастхэв!
— запасную одежду, обувь, деньги, документы, карту, распалку для костра заранее прячь в герметичный пакет или зиппер
— бери в путь еду, которая долго не портится
— запасайся леденцами, батончиками для пополнения глюкозы и энергии
— на стоянку бери запасную легкую обувь (ноги скажут спасибо)
— обработай одежду средством от клещей, а оголенную кожу — кремом от загара
— не стоит идти максимум дистанции и убиваться, лучше делать чаще привалы, созерцать и идти больше дней
— всегда имей карту как альтернативу разряженному телефону с навигатором.